

Получили кредит в банке или МФО, однако ситуация в жизни сложилась таким образом, что не смогли вовремя вернуть. И вот уже звонят коллекторы и с нажимом требуют срочно погасить долг. Подобные жизненные ситуации ежедневно складываются у тысяч клиентов финансовых учреждений, которые не в состоянии вернуть кредит. Для не подготовленного человека общения с коллектором – это, как правило, сплошной стресс, а иногда и паника, которая способна перейти в депрессию. Поэтому в рамках данной статьи мы попробуем разобраться с тем, кто такие коллекторы, какими правами они наделены, какие нарушения допускают эти люди по отношению к заемщикам и как с ними бороться.
Кто такие коллекторы?
Действующим законодательством Украины не предусмотрено такого понятия как «коллектор». «Закон о коллекторах», который должники пытаются найти в интернете – это не что иное, как документ, регламентирующий деятельность частных судебных исполнителей в нашей стране. Однако в понимании заемщика, просрочившим кредит, коллектор – это человек, который регулярно звонит, не давая ему и близким покоя и требует возврата денег.
На самом деле коллекторами в Украине являются:
– работники банков и финансовых компаний, которые как правило, работают с просрочкой на ранних этапах;
– финансовые компании, которые заключают с кредитором договор комиссии на взыскание просроченной задолженности и работают за небольшой процент от суммы полученных платежей от должников.
– финансовые компании, заключившие с кредитором договор факторинга, или договор уступки права требования и таким образом «покупают» кредиты.
В банках и финансовых компаниях работают отдельные отделы, которые занимаются робой с должниками. Разделяют их, как правило, на: pre-collection, soft-collection, hard-collection и legal-collection. Pre-collection – это скорее работа контакт-центра, которая заключается в предотвращении возникновении просрочки, а также напоминании клиентам о необходимости оплаты. Soft-collection – это постоянные звонки должникам, поручителям и контактным лицам с целью мотивации их погасить кредит. Hard-collection – это психологический и моральный прессинг клиента, изредка работа выездных групп с должником. Legal-collection – это работа юристов по подготовке судебных исков, осуществления нотариальных надписей, сопровождению процесса исполнительного производства.
Отработав с должниками короткий промежуток времени, кредитные учреждения, в большинстве случаев, наблюдают падение суммы ежедневных поступлений от должников и таким образом, снижение эффективности работы собственных сотрудников. Это вызвано, прежде всего, более лояльными подходами кредитора к заемщикам с целью сохранения хорошей репутации банка или МФО, низкой автоматизацией процесса коллекшина и недостаточной подготовкой сотрудников. Кроме этого, должники с каждой неделей понимают, что разговоры с коллекторами – это не что иное как слова, которые не способны превратиться в реальность и бояться их не стоит.
Вот в такой момент у кредитных учреждений возникает необходимость «сломать» стереотипы заемщика и передать его коллекторской компании, применяющей вроде другие, более опасные для клиента методы работы. Но вся опасность заключается в низкой осведомленности заемщика с работой коллекторских компаний, а также стереотипами 90-х годов с крепкими мужчинами в малиновых пиджаках и титушками в спортивных костюмах, которые «разбирались» с должником по своим законам.
Вторая и третья категория финансовых компаний на самом деле могут быть одни и те же юридические лица, единственное отличие лишь в том, что право «покупать» кредитные договоры имеют те организации, которые получили лицензию Нацкомфинуслуг по предоставлению услуг факторинга. Проверить наличие такой лицензии можно на сайте регулятора введя в поле поиска название юридического лица.
Права коллекторов.
Что же на самом деле могут коллекторы? На сколько они опасны для рядового украинца, который задолжал финансовой компании?
На самом деле, согласно действующему законодательству коллекторы имеют право:
Желаете избавиться просроченных кредитов МФО и хотите забыть о долгах, как о страшном сне? Команда Финансового Клуба готова оказать профессиональную помощь.
Получить помощь!
– контактировать с должником по поводу причин неуплаты долга;
– звонить контактным лицам заемщика, но при условии, что последний дал на это письменное согласие;
– организовывать личные встречи по предварительной договоренности с должником;
– проводить списание средств с карточек клиента в случаях нарушения им сроков выполнения обязательств и наличия в кредитном договоре согласия на договорное списание средств;
– привлекать другие коллекторские компании к взысканию долга;
– «продавать» кредиты должников на основании письменного согласия, которое как правило, содержится в кредитном договоре, что подписывает заемщик.
Люди, имеющие дело с коллекторами, возразят – «Этот список не полный!» Коллекторские компании, а иногда и финансовые учреждения позволяют себе больше по отношению к должникам! И это действительно так. К сожалению, далеко не все методы взыскания долга, применяемые в Украине, соответствуют действующему законодательству.
Что не имеют право делать коллекторы?
– унижать честь и достоинство человека;
– предоставлять ложную информацию (представляться сотрудниками правоохранительных органов, силовых структур и т.д.);
– безосновательно увеличивать сумму долга;
– разглашать информацию о заемщике и его обязательствах третьим лицам без письменного согласия;
– шантажировать, запугивать и угрожать.
Читайте также – “Что могут сделать коллекторы в Украине? Есть ли защита от них?”
Разговор с коллектором.
Стоит понимать, что большинство не законных действий коллекторов порождают именно наши с ними разговоры. Часто в общении из сотрудниками коллекторских компаний, заемщики находят оправдание своих действий, пытаются получить поддержку, либо сочувствие собеседника. На самом деле откровенность, просьбы, уговоры и поиск аргументов «почему все так сложилось» – это та информация, которая дает возможность коллектору применить действенные приемы «прессинга», «надавить» на наиболее болезненные места должника. Точно не нужно искать в лице коллектора «жилетку», которой можно пожаловаться на беды, или проблемы, либо просто сложную жизнь.
Поймите, Ваши собеседники, занимающиеся сбором задолженности, это как правило, люди, которых учили психологии, целью которых является получить как можно больше погашений, поскольку от результатов сбора задолженности зависит их личный доход. А теперь попробуйте сопоставить личное благополучие и проблемы незнакомого Вам человека, находящегося в нескольких сотнях километров от Вас. Думаю, удалось почувствовать приоритеты и мотивацию коллектора …
Читайте также – “Где можно получить кредит на 3 месяца без процентов?”
Как общаться с коллекторами?
Для того, чтобы не поддаться «давлению» сотрудников по сбору задолженности, нужно понимать, что можно говорить коллекторам и как правильно им отвечать. От того, как Вы будете разговаривать с коллекторами по телефону, зависит результат их действий, Ваш моральный, психологический покой и равновесие.
Рекомендуем прочитать – “Как коллекторы узнают телефонные номера? Возможно ли защититься должнику?”
Итак, как правильно общаться с коллекторами?
- В начале разговора спросите у собеседника его ФИО и название компании, интересы которой он представляет.
- Предупредите, что намерены общаться без унижения и угроз, поэтому Ваш разговор записывается.
- Говорить нужно уверенно, никоим образом не оправдываться и не искать аргументы «почему так».
- Не давайте собеседнику возможность повышать на Вас голос. Для этого переходите на тон ниже (говорите почти шепотом), или предупреждайте о намерении закончить разговор в случае сохранения высокого тона.
- Четко объясните причины отсутствия возможности оплатить кредит своевременно. Это сообщение должно быть просто констатацией факта.
- Называйте коллектору реальные сроки уплаты долга, даже если это не те сроки, о которых он хотел бы слышать: «Верну кредит через 3 месяца, как устроюсь на работу», или «В течение 6 недель после окончания курса лечения намерен рассчитаться с Вами».
- Проинформируйте коллектора, что не стоит искать возможности влияния на Вас, от этого деньги не появятся. Вы сказали собеседнику все, о чем намеревались сообщить.
Рекомендуем прочитать – “Где искать реальную помощь в закрытии микрозаймов в Украине?”
Что нельзя говорить коллекторам по телефону?
- Не обещайте уплаты долга в нереально короткие сроки.
- Не соглашайтесь на частичные оплаты и пролонгации просроченной зареальную долженности. Как правило, подобные сценарии – это не более чем отсрочка времени в решении вопроса проблемного кредита. При этом деньги направляются на уплату пени и процентов, должник каждый раз начинает все сначала …
- Не предоставляйте коллектору возможность собой манипулировать. Спокойно относитесь к заявлениям типа: «Вы должны вернуть кредит в течение 3-х дней!», «Я не хочу Вас слушать, ждем оплату только до 20-00 сегодня. Это ваши проблемы …»
- Не беспокойтесь запугиваниями типа: приедем к Вам по адресу проживания, подадим иск в суд, заберем жилье, лишим родительских прав и т.д. В 99% случаев – все это «пустые» слова. Подобные вещи не должны Вас выводить из себя.
- Ничего не просите у собеседника! Ни в коем случае нельзя говорить: «Не звоните моим родным, потому что они не знают об этом кредите», «Не набирайте мою маму, потому что у нее больное сердце». Все то, что Вы просите не делать коллекторов – поверьте, они обязательно сделают! Их работа не в сочувствии должникам, а в зарабатывании денег.
- Не подтверждайте факты Вашего знакомства с другими людьми в случаях, когда собеседник называть Вам знакомы имена. Таким образом коллекторы осуществляют поиск возможных рычагов дальнейшего воздействия.
- Не оправдывайтесь! Таким образом сложились жизненные обстоятельства и Вашей вины в этом нет. Подобная ситуация может случиться с каждым человеком.
- Никоим образом не демонстрируйте в разговоре свою слабость. Слабые должники – это люди, которые в первую очередь подвергаются «прессингу».
- Не переходите на эмоции. Помните, что цель коллектора вызвать любые эмоции у должника: уныние, страх, гнев, чувство вины, слезы и т.д. Это дает возможность сборщикам кредитов осуществлять психологическое воздействие на заемщика и получать желаемые погашения.
Читайте также – “Как законно не платить микрозайм в Украине: советы эксперта“.
Как бы Вы не вели себя с коллекторами, и чтобы не говорили им, помните, что Вы находитесь по разные стороны «долгового фронта». В большинстве случаев методы работы сотрудников по сбору задолженности кардинально отличаются от внутренних убеждений заемщиков, их нравственных и духовных принципов. Поэтому не ищите в словах коллекторов помощь, поддержку и сочувствие, а рассчитывайте только на себя, свои силы и возможности. Учитесь быть психологически устойчивыми, собранными и направленными в достижении цели – избавиться кредитов, а мы Вам в этом поможем!